Сибирское отделение российской академии медицинских наук
 
 

В сторону ухудшения. Депутаты недовольны проектом бюджета

11 Ноября 2016

Газета «Поиск»

11 ноября 2016

В сторону ухудшения. Депутаты недовольны проектом бюджета.
Научная политика
№ 45(2016)

11.11.2016

Комитет Госдумы РФ по образованию и науке подготовил заключение на проект ФЗ “О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов”, внесенный правительством в конце октября. Как констатируют депутаты, в связи с неблагоприятными внешнеэкономическими условиями параметры бюджета пересмотрены по сравнению с нынешним годом “в сторону ухудшения”.

Бюджет сферы образования в ближайшие годы будет расти невысокими темпами, а в 2019-м даже просядет. В 2016 году на образование выделяется 557,634 млрд рублей, в 2017-м - 568,53 млрд, в 2018-м - 588,81 млрд, а в 2019 году - 586,499 млрд. По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела “Образование” составит в 2016 и 2017 годах 0,7%, в 2018 и 2019 годах - 0,6%. Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу “Образование” в 2017 году по сравнению с 2016 годом (3,4%) увеличится и составит 3,5%, в 2018 и 2019 годах - 3,7%.

При этом бюджетные ассигнования на реализацию госпрограммы “Развитие образования” будут расти. В 2017 году - на 11,758 млрд рублей, в 2018-м - на 15,325 млрд рублей, в 2019-м - на 2,254 млрд по сравнению с предыдущими годами.

С наукой дело обстоит хуже. Планируется, что на научные исследования и разработки гражданского назначения в 2017 году из бюджета будет потрачено 347,063 млрд рублей, в 2018-м - 338,280 млрд, в 2019-м - 325,885 млрд.

В процентах к ВВП расходы на гражданскую науку составят: в 2017 году - 0,39%, в 2018-м - 0,36%, в 2019-м - 0,33%. Налицо тенденция сокращения бюджетных ассигнований на гражданскую науку, как в стоимостном, так и в относительном выражениях, указывается в заключении комитета. В связи с этим участники заседания напомнили, что Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года предусмотрено, что удельный вес расходов бюджетной системы в процентах к ВВП на фундаментальные исследования и содействие научно-технологическому прогрессу должен быть не менее 0,7%.

На фундаментальные исследования в 2017 году предполагается выделить более 117 млрд рублей, в 2018 году - 124,178 млрд, а в 2019 году - 128,973 млрд. На финансирование прикладных научных исследований в области национальной экономики в 2017 году из федерального бюджета предусмотрено выделить 170,994 млрд рублей, в 2018 году - 158,989 млрд рублей, в 2019 году - 143,581 млрд. “Очевидно, что при такой структуре финансирования научных исследований трудно обеспечить единство научно-исследовательского цикла”, - делают вывод члены комитета.

Ассигнования на реализацию госпрограммы “Развитие науки и технологий” будут увеличиваться, но с затухающей динамикой: в 2017-м более чем на 8 млрд, в 2018-м - на 4,092 млрд, в 2019-м - на 2,468 млрд. Обидеть хотят и госакадемии. Объемы бюджетных ассигнований на мероприятие “Выполнение фундаментальных научных исследований учреждениями государственных академий наук, финансовое обеспечение государственных академий наук” снижены в 2017 году на 1,143 млрд рублей, в 2018 году - на 1,583 млрд рублей, а в 2019 году - на 2,663 млрд рублей. При этом средства на “Выполнение фундаментальных научных исследований государственными учреждениями, не являющимися учреждениями государственных академий наук” в 2017 году увеличены на 1,722 млрд рублей, в 2018-2019 годах уменьшены соответственно на 996,1 и 749,5 млн рублей.

В итоге Комитет по образованию и науке счел, что “объем бюджетных ассигнований в части финансирования сферы образования, преду­сматриваемый законопроектом, не обеспечивает приоритетности и необходимых темпов развития сфер образования и науки РФ”.

В резюме говорится: “При планировании ассигнований федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов нельзя допускать ни абсолютного сокращения (с учетом инфляции) расходов федерального бюджета по разделу “Образование”, ни относительного - как доли в валовом внутреннем продукте или в бюджете РФ”.

Комитет рекомендовал Государственной Думе принять законопроект в первом чтении “при условии учета высказанных замечаний и предложений”.

Владислав АНДРЕЕВ