Сибирское отделение российской академии медицинских наук
 
 

Л.Попович: Последствия сокращения расходов на здравоохранение в 2016 году будут тяжелыми

07 Октября 2016

Медицинская газета

6 октября 2016

Л.Попович: Последствия сокращения расходов на здравоохранение в 2016 году будут тяжелыми

Из опубликованного 3 октября Минфином проекта поправок в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2016 год» стало известно, что ассигнования по открытой части федерального бюджета в 2016 году сократятся на 374,5 млрд руб, сообщает РБК. Минэкономразвития лишится 38% расходов, Минтранс — 12%, Минпромторг и Минсельхоз — 10%, Минздрав — 4,7%, Минобрнауки — 4,9%.
Расходы по разделу «Здравоохранение» Минфин предложил уменьшить на 28,6 млрд рублей, расходы на госпрограмму развития фармацевтики в 2016 году сократятся на 37%.
Сокращение расходов на здравоохранение в 2016 году коснется лекарственного обеспечения, предположила в разговоре с РИА АМИ директор Института экономики здравоохранения  НИУ ВШЭ Лариса Попович. «Сокращаться будут, скорее всего, расходы на лекарства, — рассказала она. — Насколько я понимаю, речь идет о перераспределении затрат федерального бюджета, о переносе части обязательств на регионы и ОМС. Минфин здесь исходит из того, что большая часть субъектов за полгода показала существенный профицит. Но дело в том, что этот профицит образовался из-за задержек в закупках лекарств».
В первом полугодии 2016 года сбои в лекарственном обеспечении льготных категорий граждан наблюдались в нескольких российских регионах. В частности, начале года необходимые лекарства не получали льготники Еврейской автономной области. Местные власти объясняли сбои тем, что в региональном бюджете на закупку лекарственных средств для льготников заложили на 28 млн руб. меньше, чем в 2015 году. Недостающие средства пришлось изыскивать, перераспределив бюджетные расходы. В частности, средства были изъяты из сферы управления лесами, управления природных ресурсов и социальной сферы.
Аналогичные проблемы, по данным «Коммерсанта», возникали в первой половине 2016 года в Забайкальском крае, В Челябинской, Оренбургской, Самарской, Белгородской областях. Поступали жалобы от московских онкобольных, которые не могли выкупить по льготным рецептам необходимые препараты, поскольку они отсутствовали в аптеках из-за сбоев в поставках.
Лариса Попович неоднократно обращала внимание на то, что система российского здравоохранения на 80% ориентирована на региональные бюджеты. Однако, с учетом того, что в России лишь 5 регионов не являются дотационными, невозможно рассчитывать, что регионы смогут выполнять свои финансовые обязательства по здравоохранению без субвенций федерального центра, добавляет Попович.
Каждый субъект РФ формирует перечни для льготного лекарственного обеспечения как региональных льготников, так и федеральных. Лекарства для федеральных льготников, которых в России насчитывается 3,4 млн человек, регионы закупают за счет субвенций, передаваемых из федерального бюджета в регион. По данным Минздрава, в 2015 году общий объем выделенных средств на лекарственное обеспечение по льготным категориям граждан составил более 88 млрд руб., при этом в рамках антикризисных мер в регионы для улучшения лекарственного обеспечения дополнительно было направлено 16 млрд руб.
По мнению Ларисы Попович, в этом году складывается очень тревожная ситуация, и последствия сокращения расходов на здравоохранение в 2016 году будут тяжелыми. «В первую очередь, следует контролировать обеспеченность лекарственными средствами», — резюмировала