Сибирское отделение российской академии медицинских наук
 
 

Лига защитников пациентов подвергла сомнению результаты опроса ВЦИОМ

10 Января 2017

Медицинский вестник

Лига защитников пациентов подвергла сомнению результаты опроса ВЦИОМ

09.01.2017

Татьяна Бескаравайная

Президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский выразил сомнение в достоверности результатов опроса ВЦИОМ, демонстрирующих уровень удовлетворенности населения доступностью медицинской помощи в 2016 году. По его словам, заявленные цифры не отражают реальной картины в государственном здравоохранении.

В конце 2016 года ВЦИОМ представил данные исследования о динамике в отношении населения России к здравоохранению в 2014-2016 году. Из них следует, что в той или иной степени удовлетворены полученной амбулаторной медицинской помощью 79% россиян, обращавшихся к врачам. Для стационарной помощи этот показатель равен  – 80%, для скорой и неотложной – 83%. В 2014 году удовлетворенность для всех типов медицинской помощи составляла 73%. Объем выборки составил 6 тыс. человек.

«Такой уровень удовлетворенности медициной даже выше, чем в европейских странах. Однако данный показатель совершенно не коррелирует с данными того же ВЦИОМ за последние 20 лет. Это был один и тот же показатель: уровень неудовлетворенности составлял от 70 до 80%. Никаких оснований в сторону существенного улучшения, изменения этой пропорции не видит ни один эксперт. Поэтому оснований доверять этим цифрам я не вижу», – сказал Александр Саверский.

По его оценкам, в том, что касается отношения населения к государственному здравоохранению, пропорция прямо противоположная. До 70-80% населения им недовольны. Так, по данным, которые были получены лигой в результате опроса в августе-сентябре 2016 года, из почти 500 опрошенных более 65% пациентов заявили о снижении доступности медицинской помощи в течение последних пяти лет. Об ухудшении качества сказали 62%. При этом об улучшении доступности медицинской помощи заявили лишь 14%, а почти 17% считают, что доступность медицинской помощи за указанный период осталась на прежнем уровне.

«У нас есть одна надежная тенденция – рост доли платных услуг. Это самый главный индикатор. В 2015 году рост платных услуг составлял 25%. А значит, уровень удовлетворенности медпомощью в бесплатном секторе низкий», – отметил Александр Саверский. Так, например, в исследовании Лиги защитников пациентов на вопрос, предлагали ли платно дополнительные услуги в государственном (муниципальном) медицинском учреждении или направляли платно в другую организацию, положительно ответили 17,3%. О том, что это происходит часто, сказали 36%. Еще 25,2% выбрали ответ «иногда». Ответ «редко» дали 9,3% человек. Лишь 12,2% участников анкетирования выбрали ответ «никогда».

Тем не менее в пояснении к исследованию эксперты ВЦИОМ делают вывод об умеренно-позитивной динамике удовлетворенности населения медицинской помощью и здравоохранением в целом. По данным 2016 года, 41% россиян, которые за последние три года пользовались медицинскими услугами, считают, что ситуация в сфере здравоохранения соответствует оценкам «очень хорошо» или «скорее хорошо». За этот год доля положительных оценок выросла на 3 процентных пункта, а доля отрицательных ответов снизилась на 7 процентных пунктов.

На сайте Минздрава, где приводятся данные ВЦИОМ, отмечается тот факт, что результаты ВЦИОМ подтверждаются и независимым исследованием Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Были опрошены 22 800 человек, жителей 38 крупных и средних городов. Исследование показало, что в крупных и средних городах население больше пользуется платными услугами, чем в среднем по стране (47 против 21%). Но при этом количество обращений за бесплатными медицинскими услугами неуклонно растет (75% в 2016 году против 58% в 2013 году). Доля тех, кто в крупных и средних городах удовлетворен работой системы здравоохранения в своем городе, выросла с 36% в 2013 году до 47% в 2016 году.