Сибирское отделение российской академии медицинских наук
 
 

Счётная палата РФ выявила риски дальнейшего снижения объёма бесплатной медицинской помощи населению

05 Марта 2015

Медицинская газета

5 марта 2015-03-05

Спускается на тормозах….

Счётная палата РФ выявила риски дальнейшего снижения объёма бесплатной медицинской помощи населению. В соответствии с действующим федеральным законодательством на 1 января 2015 года должны были быть приняты 7 нормативных правовых актов Правительства России (ответственный за подготовку – Минздрав РФ) и 2 приказа Минздрава. Однако на конец февраля были готовы только 3 постановления кабмина и один приказ министерства.
Что показал анализ экспертов
Это констатировала коллегия Счетной палаты РФ под председательством её главы Татьяны Голиковой. На заседании были рассмотрены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Оценка готовности нормативной правовой базы в связи с изменениями, вносимыми в законодательство Российской Федерации при принятии проектов федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
С сообщением выступил аудитор Александр Филипенко, который отметил, что уже принятые постановления правительства были подготовлены без учёта направленных ранее замечаний Счётной палаты, что привело к проблемам по факту их исполнения. Так, в постановлении кабмина, устанавливающем правила финансового обеспечения в 2015 году оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не установлены сроки, в течение которых ФОМС и Минфин вносят изменения в сводную бюджетную роспись и доводят объёмы финансирования до главных распорядителей. В итоге, по данным Минфина, на 13 февраля внесены изменения в сводную бюджетную роспись и доведены средства только до 4 (Минздрав, Минтруд, ФМБА и Минобрнауки) из 9 главных распорядителей бюджетных средств. На указанную дату средства не доведены и не осуществлялось финансирование ВМП в медицинских организациях Минобороны России, МЧС России, ФАНО России, Управления делами Президента РФ, Федерального агентства воздушного транспорта.
Указанным постановлением не предусмотрена также возможность перераспределения объёмов ВМП между медорганизациями разных ведомств в случае невыполнения одними из них государственного задания. Это может привести к росту сроков ожидания ВМП и снижению её доступности.
К недостаткам, по мнению аудитора, относится и порядок определения объёма ВМП на 2015 год. Предполагалось, что за счёт средств ФОМС в текущем году ВМП будет профинансирована в объёмах, превышающих объёмы 2014 года. Однако, правительством утверждён принцип распределения средств по числу пролеченных больных за 9 месяцев прошлого года. «Это может привести к сокращению числа больных, которым в текущем году будет оказана высокотехнологичная медицинская помощь. Также в этом случае ведомство не сможет исполнить поручение Президента России, озвученное в Послании Федеральному Собранию 2013 года, по обеспечению в течение трёх лет увеличения объёмов оказываемой ВМП не менее чем в 1,5 раза», – сказал А. Филипенко.
До настоящего времени не внесены изменения в постановление Правительства РФ № 462 в части установления порядка и условий распределения и предоставления субвенций территориальным фондам ОМС. При этом в соответствии с Бюджетным кодексом кабмином устанавливается порядок расходования субвенций, а в новой редакции закона об ОМС – порядок и условия распределения и предоставления субвенций. В результате возникло противоречие межу двумя федеральными законами. Тем не менее, в условиях отсутствия нормативного правового документа, регулирующего исполнение нормы закона об ОМС, ФОМС в январе 2015 года перечислил в бюджеты территориальных фондов ежемесячную субвенцию.
Соглашения до сих пор не заключены
В ходе своего выступления аудитор напомнил также членам коллегии об изменении с января 2015 года механизма финансирования медпомощи в системе ОМС. «Реализация территориальных программ ОМС, – пояснил он, – должна теперь осуществляться с соблюдением условий соглашения о реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальной программы ОМС, заключаемых между регионом, Минздравом и ФОМС». Однако, как показал анализ, соглашения до настоящего времени не заключены по причине позднего принятия Правительством РФ Правил их заключения (февраль 2015 г.), несвоевременным исполнением Минздравом своих полномочий по утверждению формы соглашений и длительной процедурой их заключения (44 рабочих дня).
В результате этого ряд регионов (Москва, Калужская, Нижегородская, Новгородская, Курганская и Астраханская области, Краснодарский край, Красноярский край и др.), чтобы обеспечить деятельность медучреждений, начали расходовать средства субвенций для оплаты оказанной медпомощи без заключенных соглашений. Другие, наоборот, руководствуясь отсутствием нормативных документов, не расходовали средства, создавая тем самым риск прекращения финансирования медпомощи. Сложившаяся ситуация, по мнению аудитора, может привести к снижению зарплат медперсонала и задержке их выплат. Также возможен рост кредиторской задолженности медучреждений, в первую очередь, по оплате коммунальных и прочих услуг, что в свою очередь может сказаться на доступности и качестве медпомощи.
Кроме того, сохраняются вопросы к самой процедуре заключения соглашений. Регионы представляют в Минздрав России уже утверждённые территориальные программы. «Но если у Минздрава будут замечания к программам, то постановлением не предусмотрены обязательства по внесению в них изменений. Они только представят план корректировки программ», – отметил аудитор. В то же время анализ терпрограмм показал наличие значимых системных нарушений. Так, например, Пензенская область занизила федеральный норматив в несколько раз. Затраты на посещение с профцелью вместо 370 составляют 90 руб., случай госпитализации установлен на уровне не 63 тыс., а 20 тыс. руб. «И таких примеров много. Это приводит к еще большему увеличению дефицита терпрограмм», – сообщил аудитор.
Также до настоящего времени не принято правительственное постановление, устанавливающее требования к кредитным организациям, в которых страховые медорганизации открывают счета. Это ограничивает реализацию нормы закона и может в дальнейшем создать проблемы в деятельности страховых медицинских организаций.
Средства ОМС не компенсируют лимиты
Отдельно в ходе своего выступления аудитор отметил проблемы в финансировании федеральных медицинских организаций. В частности, он напомнил, что с 2015 года госзадание медорганизаций ограничено только оказанием ВМП, а вся остальная деятельность должна осуществляться за счёт средств ОМС. Однако результаты проведенного анализа показывают, что выделенные ОМС средства не позволяют компенсировать сокращенные лимиты. Например, по институту Илизарова снижение финансирования составляет не менее 7%, финансирование спецмедпомощи и ВМП из всех источников почти на 100 млн. руб. меньше, чем в 2014 году. Та же ситуация и по учреждениям ФМБА, где сокращение средств составило более 13%. При этом акт правительства, позволяющий направить средства нормированного страхового запаса ФОМС на восполнение сокращенных объемов, не принят.
Вот так дело спускается на тормозах… «Всё это создает риски дальнейшего ограничения деятельности медицинских учреждений и может не позволить им оказать населению все необходимые объёмы медпомощи», – резюмировал своё выступление А. Филипенко. То есть, их придётся урезать.
Коллегия приняла решение направить доклад о результатах экспертно-аналитического мероприятия Президенту России, а также информационные письма - в Правительство РФ, Минздрав и ФОМС. Отчёт о результатах контрольного мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания и ФСБ России.
МИА Cito! Константин Щеглов.
:Федеральные новости